0 работ 0 работ на 0 руб.
Ваша корзина пуста
Скачать работу
Тема работы:

Реферат на тему «Жизнь и реформы Екатерины II»


Условие задачи:

Введение

Вторая половина XVIII века не случайно названа екатерининской эпохой, личность императрицы наложила на нее особый отпечаток. Волею судеб на российском престоле оказался человек яркий, незаурядный, оставивший заметный след в отечественной истории, - несомненно, один из наиболее талантливых государственных деятелей России, верно сумевший понять и оценить объективные тенденции развития общества и небезуспешно пытавшийся их направлять. Деяния Екатерины имели долговременное значение и во многом определили последующую историю страны.

Прекрасное знание и тонкое понимание психологии, способность ладить с самыми разнообразными людьми и использовать их лучшие качества, мириться с их недостатками, если они компенсировались компетентностью и талантом, отличает Екатерину - императрицу от многих ее предшественником и потомков.

По мнению С.М. Соловьева «Цель у Петра Великого и Екатерины II была одна: цивилизовать Россию по образцу , представляемому западными европейскими государствами ; но разность деятельности этих двух знаменитых государей XVIIIвека состояла в том, что Петр, находя то, другое, третье нехорошим в России, лучше на западе Европы, прямо переносил это лучшее, по его мнению на русскую почву; одно принималось легко на этой почве, другое принималось с большим трудом, требуя новых, благоприятных для себя условий, иное вовсе не принималось на почве для него неудобной, не приготовленной историей. Екатерина же II в своей преобразовательной деятельности руководилась преимущественно началами, добытыми в ее время европейской наукой, причем постоянно справлялась, что возможно для России, по ее особенным условиям». [7]

Век Екатерины II - это эпоха духовного расцвета, формирования национального самосознания, складывания в обществе понятий чести, личного достоинства, законности. Не случайно историки говорят о двух не поротых поколениях Екатерины, из которых вышли герои 1812 года и декабристы, великие писатели и художники - гордость отечественной культуры. Немалая заслуга в развитии свободной мысли, литературы и искусств принадлежит самой императрице, чьи собственные духовные запросы и интересы были необыкновенно широки и которая собственным примером побуждала подданных к занятия журналистикой и историей, сочинительством и архитектурой, театром и живописью.

1. Юность. Появление в России. Восшествие на престол.

Екатерина II, до брака принцесса София Августина Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21.04(02.05)1729 г. в немецком приморском городе Штеттине, умерла 06(17).11.1796 г. в Царском селе (г. Пушкин). Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода.

Ее отец принц Христиан Августин Ангальт-Цербский состоял на прусской службе и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать – принцесса Иоганна Елизавета – происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского дома.

Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к многочисленной влиятельной родне, иногда вместе с дочерью.

Когда Софии было уже десять лет, ее познакомили с мальчиком по имени Петр Ульрих. Мать рассказала ей, что Петр Ульрих претендент на престолы России и Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей троюродным братом.

Прошло несколько лет, и мать вновь заговорила с ней о странном мальчике по имени Петр Ульрих. За это время его тетка Елизавета стала русской императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником под именем Петра Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей и сестер европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августина Фредерика Ангальт-Цербстская.

В 1745 г. состоялась свадьба с Петром Федоровичем, накануне которой она приняла православие и получила новое имя. Отныне Софию стали величать великой княгиней Екатериной Алексеевной.

Екатерина II взошла на престол в 1762 г., уже с 1744 г, с момента своего появления в российской столице, она оказывал влияние на ход событий в огромной империи. Правда, в первые годы жизни в Санкт-Петербурге юная Екатерина казалась не более чем игрушкой в чужих руках. Таковой она, впрочем, какое-то время и была, существуя между молотом и наковальней — себялюбивой и деспотичной императрицей Елизаветой Петровной, с одной стороны, и не скрывавшим неприязни к супруге мужем-недорослем — с другой. Но в суете и склоках придворной жизни Екатерина ни на минуту не теряла из виду своей главной цели, ради которой она приехала в Россию, ради которой терпеливо сносила обиды, насмешки, а иногда и оскорбления. Целью этой была корона Российской империи. Екатерина быстро поняла, что ее супруг дает ей много шансов к тому, чтобы предстать в глазах окружающих едва ли не единственной надеждой на спасение от его диких выходок и сумасбродства. Во всяком случае, она настойчиво и сознательно стремилась к

тому, чтобы быть в хороших, если не в приятельских отношениях как с влиятельнейшими вельможами елизаветинского двора, так и с иерархами православной церкви, как с иностранными дипломатами, так и с объектами увлечений собственного мужа.

В 1754 году у Екатерина II родился сын-наследник Павел. Но ребенка взяли от матери в апартаменты императрицы. Елизавета полагала, что лишь она сможет воспитать его разумно и достойно.

Будущая императрица много занималась самообразованием, читала труды французских просветителей и упорно осваивала русский язык.

Таким образом, дворцовым переворотом 28 июня 1762 г. на российский престол была возведена не случайная женщина, как бывало не раз в истории России XVIII в., а человек, долго и целеустремленно готовившийся к принятой на себя роли.

28.06.1762 от лица Екатерина II был составлен манифест, говорящий о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. 29.06.1762 Петр III подписал манифест о своем отречении. Новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Однако, среди противников Петра III были влиятельные люди, которые считали более справедливым возвести на трон малолетнего Павла, а Екатерине II позволить править до совершеннолетия сына. При этом предлагалось создать Императорский совет, ограничивающий власть императрицы. Это не входило в планы Екатерина II Чтобы заставить всех признать законность своей власти она решила как можно скорее короноваться в Москве. Церемония была совершена 22.09.1762 в Успенском соборе Кремля. По такому случаю народу было предложено богатое угощение. С первых дней царствования Екатерина II хотела быть популярной в самых широких массах народа, она демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам.

Ю.А.Лимонов, анализируя исторические источники и воспоминания современников, в предисловии к роману Пикуля «Фаворит» писал, что « Екатерина II обладала незаурядным умом государственного деятеля, огромной работоспособностью, сильной волей и немалой храбростью в сочетании с большой хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием. Вопреки распространенному мнению, это была натура скорее рационалистическая, нежели эмоциональная, умеющая подавлять в себе вспышки гнева, радости , печали. Пожалуй, жесткий самоконтроль и постоянное стремление ориентироваться на «общественное мнение» были одним из главных черт ее характера, впрочем, во многом потерянным в конце царствования». [5]

2.Внутренняя политика Екатерины II в первые годы царствования.

Законодательная деятельность

В отличии от многих других государей, в разное время занимавших российский трон, Екатерина взошла на него, имея не только ясное представление о принципах, по которым она будет править, но и вполне определенную политическую программу. В основе ее лежали прежде всего идеи, почерпнутые из книг просветителей второй половины XVIII в. Монтескье, Вольтер, Д’Аламбер, Дидро призывали к эволюционной, без бурь и потрясений, смене общественно-экономических отношений.

Ключевым термином в их представлениях об идеальном устройстве государства было слово «закон». Дать народу разумные и справедливые законы, которые обеспечат всеобщее благоденствие, - в этом любимые и почитаемые Екатериной авторы видели основную задачу просвещенного правителя страны. Новые законы должны были регулировать все сферы жизни, и в результате государство становилось правовым - «законной монархией», где все свершается по букве писанного закона. Такова была государственная идея нового, правового, или "просвещенного", абсолютизма , прижившегося в России во времена правления Екатерины II. В том, что эта теория применима к России, императрица не сомневалась, ибо была убеждена, что Россия - часть Европы и, следовательно, у нее общая с Европой судьба.

В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования Екатерина II проявила великодушие и снисходительность. Она прилагала все усилия, чтобы не оттолкнуть как влиятельных, умудренных жизнью сановников, служивших еще Елизавете Петровне, так и молодых своих соратников, которые рвались к управлению государством, не имея опыта и знаний. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина II любила и умела ценить заслуги людей.

Екатерина II умела сохранять выдержку в любой ситуации, не была подвержена вспышкам беспричинного гнева и старалась никогда не действовать по первому побуждению. «Екатерина II признавалась: если при чтении принесенного ей документа она испытывала раздражение, то, по возможности, всегда старалась отложить решение до следующего дня. Если же решение требовалось принять скорее, а она чувствовала, что слишком возбуждена, то начинала ходить по комнате, пить воду и, только окончательно успокоившись, снова бралась за дела, причем стремилась вникнуть во все детали и нередко снова и снова запрашивала министров о подробностях.» [3]

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии.

2.1.Наказ Уложенной Комиссии

После вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов (Соборное Уложение 1649 г.) был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Свое внимание императрица сосредоточила на новейших сочинениях по теории права. Первым из них был труд французского просветителя Ш. Л. Монтескье «О духе законов». В нем автор изложил теорию возникновения законов под влиянием естественных и социальных условий. Законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Другим источником был трактат «О преступлениях и наказаниях» Ч. Беккариа. Он выступал с решительным протестом против суровых норм средневекового законодательства.

Опираясь на сочинения Монтескье и Беккариа, Екатерина II приступила к формулированию общих принципов будущего свода законов Российской империи. Они были изданы под названием “Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии для составления проекта нового Уложения”. Над “Наказом” Екатерина II трудилась более двух лет. В “Наказе” она говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. “Наказ” показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку. “Наказ” был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина II требовала смягчения наказаний: “любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений”. Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело. Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей. “Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного”[6]. Еще одно мудрое изречение: “гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать” [6]. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели. “Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания. Хотите предупредить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми.»[7] Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоялась. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют

крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу.

Создание этой Комиссии было одним из важнейших начинаний Екатерина II. В соответствии с манифестом, опубликованным 14 декабря 1766 г., в Москве собрались представители всех сословий (за исключением помещичьих крестьян) для сочинения проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов.

Комиссия была открыта торжественно летом 1767 года самой Екатерина II в Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых инородцев. Екатерина II перевела Комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного его отдела. Екатерина II была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина II объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще несколько лет.

Можно сказать, что деятельность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских философов на русской почве.

Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила Императрицу с нуждами страны. Сама Екатерина II писала, что она “получила свет и сведения о всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пещись должно”.[7]

Правительство придавало Наказу особое значение. После его издания всем государственным учреждениям повелевалось иметь Наказ на судейских столах наравне со старым «Зерцалом правосудия». Наказ не был типичным законодательным актом, он являлся, в общем, документом рекомендательного характера, декларацией о намерениях. Екатерина II подчеркивала, что запретила ссылаться на Наказ как на закон. Однако он не остался без прямого применения в праве: известны случаи, когда сложные дела были решены и Сенатом, и нижестоящими судами "по правилам Большого наказа". Следуя конституционным началам "Наказа", в екатерининское время была изжита следственная пытка, хотя судебные власти сопротивлялись изъятию из их рук такого "полезного" средства.Не прошло и трех месяцев после вступления Екатерины II на престол, как возвращенный из ссылки А.П. Бестужев-Рюмин выступил с инициативой поднесения ей титула «Матери Отечества».

Текст неоднократно переиздавался - всего до семи раз тиражом свыше 5 тысяч экземпляров . "Наказ" перевели на все европейские языки, даже на латинский и новогреческий. С введением школьной реформы 1782 году он был обязателен для изучения в школе: напечатаны даже специальные прописи для обучения письму с избранными статьями "Наказа".

2.2.Крестьянский вопрос

Далеко не всегда намерения императрицы претворялись в жизнь. Самым наболевшим вопросом оставался крестьянский. В бумагах Екатерины существует не мало горьких, сочувствующих слов по этом поводу: «...предрасположение к деспотизму ...прививается с самого ранняго возраста к детям, которыя видят, с какой жестокостью их родители обращаются со своими слугами; ведь нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки при малейшей провинности тех, кого природа поместила в этот несчастный класс, которому нельзя разбить свои цепи без преступления».[6] Рабство же «есть подарок и умок татарский», в то время как «славяне были люди вольны». Не укрылось от Екатерины и то, что крепостничество было тормозом на пути развития эффективного хозяйства.

И после таких слов Екатерина фактически с отменой гетманства на Украине закрепощает крестьян.

Да, такие противоречия возникали на протяжении всего царствования Екатерины II и в этом ее парадокс.

2.3.О монополиях на торговлю

В течение 1762—1764 гг. были отменены монополии на торговлю смолой, а также на производство обоев, сусального золота и серебра кроме того, объявлена свобода рыбных, тюленьих и табачных промыслов и свобода открывать сахарные заводы.

В 1765 г. были введены еще два крупных новшества. Первое из них — открытие Вольного экономического общества. Оно должно было помочь помещикам рационально организовать хозяйство, приспособить его к рыночным отношениям.

2.4. Тайные экспедиции

Что касается Тайной розыскных дел канцелярии то ни Петр III, ни ЕкатеринаII не уничтожали орган политическое сыска, а всего лишь изменили его наименование —отныне политическими преступлениями стали ведать Тайные экспедиции при Сенате и при Сенатской конторе в Москве. Полная преемственность карательных учреждений подтверждается тем, что штат Тайной экспедиции был укомплектован сотрудниками Тайной розыскных дел канцелярии во главе с кнутобойцем Шешковским.

2.5.Церковная политика

В истории церкви при Екатерине II произошло два знамена тельных события: секуляризация владений духовенства, а также провозглашение веротерпимости, прекращение политики насильственной христианизации и преследования инаковерующих.

Как только Екатерина почувствовала неспособность духовенства серьезно сопротивляться секуляризационным планам, она создала комиссию из светских и духовных лиц, которой было поручено решить вопрос о судьбах церковного землевладения. Императрица даже заготовила эмоционально насыщенную обличительную речь перед членами Синода, заканчивавшуюся

словами: «Не умедлите же возвратить моей короне то, что вы похитили у нее незаметно, постепенно». Единственным иерархом, осмелившимся открыто поднять голос против секуляризации, был ростовский митрополит Арсений Мацеевич.

Реализация Манифеста 26 февраля 1764 г. о секуляризации церковных владений имела два важных последствия. Манифест окончательно решил вековой спор о судьбах церковных вотчин в пользу светской власти, в казну перешло от церковных учреждении 910 866 душ м.п. Установленный полуторарублевый оброк с бывших монастырских крестьян, получивших название экономических, обеспечивал поступление в казну 1 366 тыс. ежегодного оброка (1764—1768), из которых только треть отпускалась на содержание монастырей и церквей, 250 тыс. расходовались на госпитали и богадельни, а остальные деньги (свыше 644 тыс. руб.) пополнили бюджет государства. В 1780-х годах оброчная сумма достигала 3 млн., а вместе с другими хозяйственными доходами —4 млн. руб.) из которых на содержание духовенства тратилось только полмиллиона, а семь восьмых дохода поступало государству.

Отныне каждый монастырь имел утвержденные правительством штаты монашествующих и начальных лиц, на содержание которых отпускалась строго установленная сумма. Духовенство, таким образом, оказалось в полной зависимости от государства как в экономическом, так и в административном отношении. Духовенство было возведено в ранг чиновников в рясах.

Другим следствием секуляризации явилось улучшение положения бывших монастырских крестьян. Работа на монастырской барщине была заменена денежным оброком, что в меньшей мере регламентировало хозяйственную деятельность крестьян. Экономические крестьяне помимо ранее обрабатываемых ими площадей получили в пользование часть монастырских земель. В соответствии с идеями Просвещения Екатерина придерживалась по отношению к инаковерующим политики веротерпимости. При набожной Елизавете Петровне со старообрядцев продолжали взимать в двойном размере подушную подать, предпринимались попытки вернуть их в лоно истинного православия, отлучали от церкви. Старообрядцы отвечали на преследования акциями самосожжения —гарями, а также бегством либо в глухие места, либо за пределы страны. Петр III разрешил старообрядцам свободное богослужение. Веротерпимость Екатерины II простиралась дальше веротерпимости супруга. В 1763 г. она упразднила Раскольническую контору, учрежденную в 1725 г. для сбора двойной подушной подати, и налога с бород. От двойной подушной

освобождались с 1764 г. старообрядцы.

Терпимое отношение правительства к старообрядцам способствовало экономическому процветанию старообрядческих центров в Стародубе, Керженце и др., где появились богатые купцы. Московские купцы-старообрядцы в начале 70-х годов XVIII в. создали Рогожскую и Преображенскую общины —организации, владевшие крупными капиталами и постепенно подчинившие своему влиянию старообрядческие общины на окраинах России. Веротерпимость проявлялась в прекращении ущемления прав мусульман. Тем из них, кто принял православие, более не предоставлялось преимуществ при наследовании собственности, татарам Екатерина разрешила сооружать мечети и открывать медресе, готовившие кадры мусульманского духовенства.

2.6.Генеральное межевание

В 1765 году получило свое продолжение Государственное межевание начатое еще в 1754 году Елизаветой Петровной. Для упорядочения помещичьего землевладения было необходимо точно определить границы земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей и других собственников земли. Генеральное межевание было вызвано частыми земельными спорами. Проверка старинных владельческих прав вызывала у дворянства упорное сопротивление, поскольку в собственности помещиков к середине XVIII века находились многочисленные самовольно захваченные казенные земли. Генеральное межевание сопровождалось грандиозным хищением земель однодворцев, государственных крестьян, ясачных народов и др. Генеральное межевание было всеимперским и обязательным для землевладельцев. Оно сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны. Все планы содержали “экономические примечания” (о числе душ, об оброке и барщине, о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о памятных местах и пр.). Уникальная коллекция планов и карт генерального межевания включает около 200 тысяч единиц хранения. К специальным планам прилагались полевая записка землемера, полевой журнал и межевая книга. Итоги генерального межевания до Октябрьской революции оставались основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России.

3.Внутренняя политика после Крестьянской войны

Усиление крепостнического гнета и продолжительные войны легли тяжелым бременем на народные массы, и нараставшее крестьянское движение переросло в Крестьянскую войну под предводительством Е.И. Пугачева 1773-75 гг. Подавление восстания определило переход Екатерины II к политике открытой реакции. Если в первые годы царствования Екатерина II проводила либеральную политику, то после Крестьянской войны был взят курс на усиление диктатуры дворянства . На смену периоду политической романтики пришел период политического реализма. Русско-турецкая война (1768-76 гг.) стала удобным поводом приостановки внутренних преобразований, а Пугачевщина подействовала отрезвляюще, что дало возможность выработать новую тактику. Начинается золотой век русского дворянства. Удовлетворение именно дворянских интересов выходит для Екатерины II на первый план.

Крестьянская война (1773-75гг) провела четкую разграничительную линию в расстановке социальных сил: в борьбе с мятежным крестьянством главную опору самодержавию составило дворянство. Но во враждебном крестьянству лагере оказались также купцы и промышленники. Этот факт едва ли не убедительнее всего характеризует низкий уровень развития капиталистических отношений и такой же низкий уровень классового сознания формировавшейся буржуазии. Получая привилегии от феодального государства, используя ресурсы крепостнической системы, купцы и промышленники не выступали ни против самодержавия, ни против крепостничества.

Сочетание в дальнейшем полной поддержки дворянства и социальной демагогии – рассуждениях об «общем благе» и «всеобщем благоденствии» - дало повод А.С. Пушкину назвать Екатерину II «Тартюфом в юбке». [5]

3.1. Ссуды банков. Свобода предпринимательства

Правительство организовало специальные банки, выдававшие ссуды помещикам и заводчикам для восстановления хозяйства на крайне выгодных условиях — ссуду они получали сроком на 10 лет под заклад вотчин и заводов, причем в течение первых трех лет из 1%, а остальных семи лет из 3% годовых.

Правительство осуществило ряд мер в пользу купечества. Манифестом 1775 г. была объявлена свобода предпринимательства. Это был второй шаг в этом направлении. Первый Екатерина II совершила еще 1762 г., упразднив монополии в торговле и промышленности. Предоставив условия для свободной конкуренции внутри страны и лишив отдельных промышленников их привилегий, правительство Екатерины II не отказалось от покровительства русской, промышленности в целом. Протекционистскую политику правительства продолжали таможенные тарифы 1766,1782и1796г., устанавливавшие высокие ввозные пошлины на предметы роскоши и товары, которыми могла обеспечить внутренний рынок отечественная промышленность. Тариф 1796 г. запрещал ввоз кожевенных изделий, чугуна, изделий из железа, полотен и др.

Манифест 1775 г. провозглашал свободу открытия предприятий, т. е. они могли вступить в строй без разрешения правительственных инстанций и без регистрации их в учреждениях. Отменялся также сбор рублевого налога с каждого стана.

3.2.Жалованные грамоты

Процесс оформления привилегий дворян и купцов завершают Две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благо- Родного российского дворянства» и «Жалованная грамота городам».Обе грамоты сводили воедино привилегии, в разное время предоставленные дворянам и купцам, и вместе с тем расширяли их права.

Жалованная грамота дворянству. “Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства” представляла собой свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21.04. 1785 года. Полное освобождение дворянства имело смысл по нескольким причинам: 1) имелось достаточное количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления; 2) сами дворяне сознавали необходимость службы государству и считали за честь проливать кровь за отечество; 3) когда дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике страны. Теперь многие из них могли сами управлять своими крестьянами. И отношение к крестьянам со стороны хозяина было куда лучше, нежели чем со стороны случайного управляющего. Помещик был заинтересован в том, чтобы его крестьяне не были разорены. Жалованной грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации. Дворянство получило право на самоуправление, составило “дворянское общество”, органом которого являлось дворянское собрание.

Жалованная грамота городам вводила сложную систему городского самоуправления. Важнейшим органом самоуправления являлось созываемое раз в три года общегородское «Собрание градского общества», на котором производились выборы должностных лиц: городского головы, бургомистров, заседателей магистрата и совестного суда. Исполнительным и постоянно действующим органом была шестигласная дума, состоявшая из городского головы и шести гласных — по одному от каждого разряда городского населения. Она осуществляла текущее управление городом.

Первыми, кому царизм нанес удар, были запорожские казаки, издавна привлекавшие в свою среду активные элементы, готовые выступить против крепостничества. В начале июня 1775 г. войска генерала Текели, возвращавшиеся с русско-турецкой войны, внезапно напали на Запорожскую Сечь и полностью разрушили ее.

3.3.Административно-территориальное деление

В 1775 году чтобы легче было управлять государством Екатерина II издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию - не более 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губернаторы и наместники избирались самой Екатериной II из русских вельмож. Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это губернское правление и ведало всеми делами. Губерния делилась на уезды. Появилось 216 новых городов.

4.Культура и просвещение

Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.

В увлечении науками и изящными искусствами проявлялась еще одна сторона многогранной натуры императрицы. Екатерина II занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания, коллекции живописи и скульптуры. Среди известных приобретений Екатерина II – библиотеки Дидро и Вольтера, живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Рембрандта, Пуассена,Ван Дейки, Рубенса и других. Екатериной II был основан Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце.

В екатерининское время писали Сумароков, Фонвизин, Державин, обличая пороки того времени. По мнению Соловьева С.М. « сочинения Фон-Визина важны для истории общества в том отношении, что в них резко проведена господствовавшая тогда у лучших людей мысль о необходимости создания новой породы людей посредством просвещенного воспитания». [7]

Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы утверждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерина II в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Императрица велела открывать училища всюду: в губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные училища. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. В Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове при содействии общественности предполагалось учредить университеты. В самом начале своего царствования Екатерина II положила начало женскому школьному образованию : в 1764г. В Санкт-Петербурге при Вознесенском монастыре было учреждено учебное заведение для «воспитания благородных девиц»(Смольный институт).

Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины. Примечательно и то, что при Екатерине II организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач.

Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина II собственным примером положила начало проведению вакцинации, которая затем по Указу стала обязательной.

Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные начальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников, не имевших покупателей.

«Деятельность выдающегося русского просветителя Н.И. Новикова была показателем того, что в России второй половины XVIIIсуществовало общественное мнение, формировалась русская интеллигенция, формировалась антикрепостническая идеология , что подготовило первого русского революционера А.Н. Радищева и выступление декабристов.» [3]

5.Внешняя политика

5.1.Русско-турецкие войны

Правительство Екатерины II продолжило борьбу за выход Росси к Черному морю. Однако устремление России не устраивало Францию и Турцию. Первая желала сосредоточить в своих руках всю восточную торговлю. Вторая усматривала для себя серьезную опасность в продвижении России на юг. Не осталась в стороне и Англия, которой усиление в Причерноморье помешало бы в достижении собственных интересов на Балканах. Все это в конце концов привело к продолжительной и кровопролитной войне России и Турции (1768-1774 гг.).

Военные действия протекали в условиях, когда Россия была охвачена крестьянской войной. Русским войскам под командованием А.В. Суворова в июне 1774 г. удалось разгромить османов при Козлудже. Противник согласился возобновить переговоры. Царское правительство тоже было заинтересовано в незамедлительном окончании войны, с тем чтобы освободившиеся силы бросить на подавление народного движения внутри страны.

10 июля 1774 г. переговоры в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи завершились подписанием мирного договора. По Кючук-Кайнарджийскому миру к России переходили Керчь, Еникале и Кинбурн, а также Кабарда. Россия получила право на строительство военно-морского флота на Черном море, ее торговые корабли могли беспрепятственно проходить через проливы, Молдавия и Валахия, хотя формально и оставались под властью Османской империи, но фактически находились под протекторатом России. Султанский двор, являвшийся инициатором войны, обязался уплатить России контрибуцию в 4,5 млн. руб.

Два итога напряженной войны имели для России огромные последствия: плодородные земли Северного Причерноморья стали объектом хозяйственного освоения; Крым, откуда в течение многих столетий ханы совершали грабительские набеги, перестал быть вассалом Османской империи, что укрепило безопасность южных границ России. Гарантированная Кючук-Кайнарджийским миром независимость Крыма являлась самой чувствительной потерей Османской империи. Цель ее внешней политики в ближайшие десятилетия и состояла в том, чтобы вернуть Крым в сферу своего влияния. Уже в 1775 г. османы грубо нарушили условия договора, провозгласив ханом своего ставленника Девлет-Гирея. В ответ русское правительство ввело в Крым войска и утвердило на ханском престоле своего кандидата Шагин-Гирея. Однако османские агенты организовали против него восстание. Девлет-Гирей высадился на турецком корабле в Кафе, чтобы вернуть себе ханский трон, но потерпел поражение от войск Шагин-Гирея и убрался восвояси. Соперничество двух держав в борьбе за Крым закончилось обнародованием 8 апреля 1783 г. указа Екатерины II о включении Крыма в

состав России. Тем самым Османская империя лишалась своего плацдарма в военных столкновениях с Россией.

В том же 1783 г. был заключен Георгиевский трактат с Восточной Грузией, укрепивший позиции народов Закавказья в борьбе против иранского и османского ига.

Между тем Османская империя хотя и признала в 1784 г. присоединение Крыма к России, но интенсивно готовилась к войне с нею. В конце июля 1787 г. султанский двор в ультимативной форме потребовал от России признания своих прав на Грузию и допуска османских консулов в Крым. Россия, не заинтересованная в открытии военных действий вследствие поразившего страну сильного неурожая, готова была пойти на уступки, но Османская империя, не дождавшись ответа на ультиматум, открыла военные действия нападением на Кинбурн. Попытка овладеть крепостью путем высадки десанта была отбита Суворовым.

Со стороны Швеции последовала попытка пересмотреть условия Ништадтского мира: летом 1788 г. она без объявления войны напала на Россию. Шведский король Густав III тщательно готовился к конфликту, ибо, рассчитывая на легкие победы. У короля были основания надеяться на успех: главные силы русской армии и ее лучшие полководцы находились на юге.

Начало военных действий вскрыло полную несостоятельность и даже нелепость шведских притязаний: в ожесточенном сражении 6 июля у о. Гогланда Балтийский флот под командованием адмирала С.К. Грейга одержал победу, вынудив шведские корабли искать спасения в Свеаборге.

Война не принесла шведам никаких выгод, но она значительно усложнила положение России на южном театре военных действий, прежде всего тем, что лишила ее возможности перебросить Балтийский флот в Средиземное море и поднять против Османской империи томившиеся под ее гнетом народы Балкан. Война со Швецией, кроме того, повлекла немалые расходы. В ходе войны с блеском проявились высокая боевая выучка солдат и матросов, а также полководческие дарования А. В. Суворова и незаурядный талант флотоводца Ф.Ф. Ушакова.

Самым примечательным сражением второй войны России с Турцией (1787-1991гг.) был штурм Измаила. Эта мощная крепость с гарнизоном в 35 тыс. человек при 265 орудиях считалась неприступной. Ее безуспешную осаду русские войска вели с сентября 1790 г. 2 декабря под Измаилом появился А.В. Суворов. Сразу началась интенсивная подготовка к штурму крепости: в учебном лагере выкопали ров и насыпали вал, соответствовавшие габаритам крепостных сооружений, и войска тренировались в преодолении препятствий. За 5 дней до начала штурма Суворов отправил коменданту крепости знаменитый ультиматум: «24 часа на размышление и воля; первые мои выстрелы уже неволя; штурм —смерть».

На рассвете 11 декабря начался штурм: войска преодолели ров, по штурмовым лестницам взобрались на вал, ворвались в крепость и шаг за шагом, тесня ожесточенно сопротиапявшегося неприятеля, овладели ею.

Овладение Измаилом принадлежит к числу героических подвигов русских воинов —в штурме крепости сочетались высокий боевой дух и замечательная выучка солдат и офицеров с полководческим гением А.В. Суворова. Взятие Измаила венчало исход не только кампании 1790 г., но и всей войны.

29 декабря 1791 г. был заключен Ясский мирный договор, подтвердивший присоединение к России Крыма и установление протектората над Грузией. Немаловажной причиной победоносного окончания войн было наличие в русской армии и флоте талантливых полководцев (П.А. Румянцев, А.В. Суворов) и флотоводцев (Г.А. Спиридов, Ф.Ф. Ушаков). Они подняли военное искусство на более высокую ступень.

5.2.Россия и революция во Франции. Раздел Речи Посполитой

В отношении русского царизма к событиям во Франции прослеживается два этапа. На первом, продолжавшемся, впрочем, недолго, царский двор рассматривал начавшуюся революцию как событие повседневной жизни, т. е. как бунт голодной черни, с которым королевская власть способна быстро справиться. Ни Екатерина, ни ее окружение не считали происходившее в Париже результатом глубоких социальных противоречий, а связывали его с временными финансовыми затруднениями и личными качествами незадачливого короля.

Французская революция положила конец заигрываниям с идеями Просвещения как самой Екатерины, так и ее окружения. Штурм Бастилии, тревожные сведения о сожжении дворянских замков и феодальных грамот напоминали русским дворянам события крестьянской войны в России. Рушились порядки, на которых, как писал фаворит Екатерины Платон Зубов, «основано было спокойствие, уверенность и благоденствие». Отношение к Французской революции со стороны петербургского двора и широких кругов дворянства менялось по мере ее развития. Там вскоре убедились, что революция угрожает судьбам трона не только в Париже, но и всем феодально-абсолютистским режимам Европы. Екатерина убедилась и в другом: Людовику XVI и французскому дворянству своими силами не восстановить старый порядок. Опасения русского двора разделяли обладатели тронов Австрии и Пруссии.

После казни короля Людовика XVI в России было запрещено распространение трудов французских просветителей.

В 1790 г. был заключен союз Австрии и Пруссии с целью военного вмешательства во внутренние дела Франции.

Внутри России усилились репрессии против передовых людей. Нарастание революционного движения в Европе и рост передовой общественной мысли в России обусловили обострение реакционного курса, направляемого лично Екатериной II (сыскная канцелярия С.И. Шешковского), и особенно усиление идеологической борьбы: как покушение на принцип самодержавия и монархии Екатерина II расценила книгу А.Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790). Антикрепостнические взгляды автора не шокировали императрицу, но его антимонархизм и республиканизм показались очень

опасными, особенно на фоне начавшейся во Франции революции. Радищев был охарактеризован как “бунтовщик хуже Пугачева”[3], приговорен сначала к смертной казни, а затем “прощен” - на 10 лет сослан в Илимский острог в Сибирь. Книга была конфискована и уничтожена.

Второй раздел Польши вызвал подъем в ней национально-освободительного движения, возглавленного участником борьбы североамериканских колоний за независимость генералом Тадеушем Костюшко. Оно началось в марте 1794 г. в Кракове, а в апреле — в Великом княжестве Литовском.

Осенью 1794 г. А. В. Суворов взял штурмом предместье Варшавы Прагу. Восстание было подавлено, Костюшко попал в плен.

В 1795 г. состоялся третий раздел Польши, положивший конец ее существованию. К России отошли западная часть Белоруссии, западная Волынь, Литва и герцогство Курляндское.

Воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины и вхождение в состав России Литвы и Курляндии имели два последствия. Польско-литовские феодалы сохранили свои владения, и повинности с крестьян взимались в прежних размерах. Иначе и не могло быть — царизм, безжалостно эксплуатирующий собственный народ, проявлял в этом вопросе полную солидарность с литовскими и польскими феодалами, которым были предоставлены права и привилегии российского дворянства.

Но эта сторона перекрывалась положительными итогами. Российское правительство ликвидировало своеволие польско-литовских магнатов, лишив их права держать свои войска и крепости. Население бывшего Великого княжества Литовского и Западной Украины втягивалось в орбиту всероссийского рынка. Для него наступило время мирного труда, прекратились свары между шляхтой, пагубно отражавшиеся на хозяйстве крестьян и горожан. Россия обеспечила защиту извне, чего не могла гарантировать слабая Речь Посполитая. «Прекратились религиозные преследования православных, а католикам была предоставлена свобода вероисповедания. Воссоединение с Россией народов, этнически близких русским, способствовало взаимному обогащению их культур.»[3]

«Количество населения в России, составляющее в начале царствования Екатерины II (1762г) около 20 мл. чел, к концу ее царствования (1796г) благодаря территориальным приобретениям и естественному приросту населения дошло до 36 миллионов человек.» [3]

Заключение.

34-летнее царствование Екатерины II оставило яркий след в истории России. Бросается в глаза неординарность личности императрицы, ее выдающиеся качества государственного деятеля и величие ею содеянного: Петр Великий утвердился на берегах Балтики, Екатерина Великая — на берегах Черного моря, раздвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров. Одного этого достаточно, чтобы потомки с благодарностью вспоминали имя Екатерины II. При ней высокого уровня достигло распространение просвещения, стали издаваться первые журналы, появились писатели, чьи произведения звучат актуально и в наши дни, крупных успехов достигла историческая наука. Екатерину II отличала невероятная работоспособность: «Я страстно люблю быть занятой и нахожу, что человек только тогда счастлив, когда он занят».[7] Достаточно взглянуть на распорядок дня императрицы чтобы убедиться, сколь много времени она посвящала делам управления. Екатерина II энергично и постоянно законодательствовала, ее перу принадлежат такие важнейшие акты царствования, как Наказ Уложенной комиссии, Учреждения о губерниях, Жалованные грамоты дворянству и городам, и многие другие. Но Екатерина сочиняла не только указы, манифесты и инструкции. Она оставила колоссальное эпистолярное наследие. По ее признанию ей было совершенно недоступно стихосложение, она не понимала музыки, но охотно сочиняла пьесы, водевили.

Взойдя на престол в век дворцовых переворотов, Екатерина понимала, что в случае слишком резких действий против господствующего класса (дворянства) она просто может лишиться власти (это в лучшем случае, а в худшем - головы).

Однако, это не оправдывает действия Екатерины II , направленные на фальсификацию реального положения в стране для ее европейских адресатов. Например, всем известная история про то, как в письме Вольтеру Екатерина II писала, что русский крестьянин каждый день имеет на обед курицу, а то и индюшку. И это не единственный момент. Понятно, что эти поступки не превозносят Екатерину II в наших глазах, однако может иметь слабости женщина, повелевать самой огромной страной на протяжении 34 лет в период, когда правители здесь сменялись также часто, как туалеты у придворных дам, причем зачастую не самыми гуманными способами.

Духовные силы, накопленные русскими людьми в послепетровское время, именно при Екатерине как бы прорвались наружу, выплеснулись в литературные и художественные шедевры, мучительные размышления о судьбе отечества и месте России в мире.

Конечно, и при Екатерине, как и во всякое время, народ познал немало тягот, страданий, несправедливостей. И реальная жизнь была очень далека от того лубочного всеобщего благоденствия, о котором мечтала императрица. И все же этот период русской истории с гораздо большим основанием, нежели другие, может именоваться периодом расцвета России.

Литература.

1. Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, - Москва. «Панорама», 1991г.

2. Брикнер А. “История Екатерины Второй”, - Москва. «Современник», 1991г.

3.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. «История России», учебник, Москва, «Проспект», 2002г

4.Павленко Н. И. “Екатерина Великая”, – Москва. «Молодая гвардия», 1999.

5.Пикуль В.С. «Фаворит: роман- хроника времен Екатерины II в двух томах» Л, «Лениздат», 1984г.

6.Пушкарев С.Г. «Обзор русской истории»,Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, «Лань» 2003г.

7.Соловьев С.М., «Учебная книга русской истории», Москва, «Просвещение»-АО «Учебная литература», 1996г.

Содержание

№ стр.

Введение 3

1.Юность. Появление в России. Восшествие на престол 4

2.Внутренняя политика Екатерины II впервые годы

царствования. Законодательная деятельность 6

2.1.Наказ Уложенной комиссии 7

2.2.Крестьянский вопрос 9

2.3.О монополиях на торговлю 9

2.4.Тайные экспедиции 9

2.5.Церкрвная политика 9

2.6.Генеральное межевание 11

3.Внутренняя политика после Крестьянской войны 12

3.1.Ссуды банков. Свобода предпринимательства 12

3.2.Жалованные грамоты 13

3.3.Административно-территориальное деление 14

4.Культура и просвещение 15

5.Внешняя политика 17

5.1.Русско-турецкие войны 17

5.2.Россия и революция во Франции. Раздел Речи

Посполитой 19

Заключение 21

Не нашли то что искали? Cпросите у нашего специалиста!