0 работ 0 работ на 0 руб.
Ваша корзина пуста
250 р.
Тема работы:

Курсовая на тему «Социально-философские аспекты гуманитаризации образования»


Описание:

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап социально-исторического процесса в философском дискурсе определяется по-разному: как кризис техногенной цивилизации, как социально-исторический сдвиг или как канун предстоящей цивилизационной бифуркации. Различия в этих определениях лишь подчеркивают глубину и всеохватность изменений, происходящих в социальном бытие, во всех формах организации жизнедеятельности человека. Радикальными сдвигами охвачены  все аспекты социальных отношений:  теряют эффективность традиционные институты общества, рушатся рамки социальных ролей и былые социальные иерархии, социальная мобильность становится знаком времени и “демиургом” форм социальности. В качестве базовых факторов формирования социальных отношений теперь наряду с собственностью и властью с нарастающей активностью выступает «символический капитал» - знания, ценностные предпочтения, культурно-психологические мотивы интеракции. В этой ситуации ориентир на «высокие знания» и непрерывное образование становится доминантным ценностным предпочтением человека.  Меняются также и представления корпуса социально-гуманитарных наук, как о структуре социальных отношений, так и о механизмах их регуляции. В частности, на арене научно-философской мысли настойчиво заявляют о себе интенции на активное социальное конструирование (что некогда ассоциировалось лишь с марксизмом), а также идея о том, что предметом социального познания должны быть не пассивно отраженные или натуралистически зафиксированные реальности, а конструируемые социальные миры и социальные отношения. Эти обстоятельства определяют ключевую роль образования в современном социуме, поскольку оно являет собой, по сути, глобальный институт социализации индивида и социального конструирования, а значит -  проектирования, конструирования и регуляции социальных отношений. Новая роль образования в современных социальных процессах нашла отражение и в том, что философская рефлексия над его проблематикой конституирована в самостоятельную отрасль философского исследования – в «философию образования».

В общем контексте изложенного, очевидна значимость гуманитаризации образования и ее исследования, как основы стратегии выстраивания методами и средствами образования социальных, культурных и антропологических предпосылок к формированию гуманистических общественных отношений в условиях современных цивилизационных сдвигов. 

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточностью научных разработок и практических рекомендаций в сфере гуманитаризации образования как фактора формирования социальных отношений в современном обществе. К тому же пока продолжает нарастать разрыв между гуманистической мыслью и социальной практикой. Эта ситуация, на наш взгляд, является проекцией существующих политических и экономических проблем на макроуровне, приобретающих в настоящее время острый, сфокусированный характер. Этот разрыв усиливается и в результате формирования определенных  отношении с природой, на которые в ХХ веке  модно было смотреть прагматическими глазами, упуская из виду  значимость природы для социального бытия людей, их нравственного здоровья, эстетической культуры [195, 2].

В общем контексте цивилизационного кризиса складывается и ситуация в российском обществе. Ей присуща определенная, не характерная для нее ранее специфичность: начинают утрачиваться традиции взаимопомощи, подрывается авторитет института морали и нравственности, исчезает уважение к старшим, оказывается в дефиците порядочность, сострадание, доброжелательность, все заметнее укореняется равнодушие, прохладное отношение к выполнению общественного долга, безразличие к судьбе окружающих. В этих условиях становится совершенно очевидным, что именно гуманитарное знание и культура способны выровнять сложившуюся ситуацию, сформировав “нового” одухотворенного и высокообразованного человека.

На протяжении многих десятилетий в отечественной науке  и  практике доминировало мнение, согласно которому в образовательных учреждениях делалась ставка на подготовку специали­стов достаточно узкого профиля. Подобный подход традици­онно ассоциировался с представлением о конкретной, прицельной профессиональной  ориентированности. При этом удельный вес гуманитарных компонентов имел достаточно выраженную тенденцию к необоснованному снижению; эти тенденции и поныне сохраняются. Однако очевидно, что истоки творчества, креативности чувства нового в любой области знания заложены в культуре, обогащаются за счет духовно-нравственных принципов, которые, формируются, прежде всего, идеями, средствами и  эвристическим потенциалом гуманитаризации образования.

Тема диссертационного исследования имеет определенную теоретико- практическую  актуальность, которая обусловлена необходимостью поиска эффективных путей влияния на современные общественные отношения и механизмы их формирования. Кроме того, гуманитаризация образования является способом преодоления разрыва между естественнонаучными, техническими и гуманитарными знаниями путем взаимообогащения гуманитарной и естественнонаучно-технической составляющей образования, то есть переходом от технократической модели образования к образованию культурно - нагруженному, культурно-детерминированному, в процессе которого формируется личность. В  этом контексте естественно полагать, что гуманитаризация образования является своеобразным способом социализации личности в рамках образовательного процесса, направленного на овладение идеями и принципами гуманизма, на формирование личностных качеств и выработку социально- поведенческой стратегии, отвечающей идеалам гуманизма.

План работы:

Введение……………………………………………………………………………..

      Глава 1. Социально-философские аспекты гуманитаризации образования…….

      Глава  2. Познавательно-деятельностные основания гуманитаризации

               образования……………………………………………………………..…

Заключение……………………………………………………………………….….

Библиография…………………………………………………………………….….

Не нашли то что искали? Cпросите у нашего специалиста!