0 работ 0 работ на 0 руб.
Ваша корзина пуста
100 р.
Тема работы:

Контрольная на тему «Предпосылки и особенности процесса централизации в России»


Описание:

Введение

К концу XV в. сложились условия для перехода объединительного процесса в завершающую стадию - формирования единого Российского государства. Социально-экономическое развитие на протяжении XIV -XV вв. привело к значительному усилению феодального землевладения и хозяйства. Масса населения оказалась в различных формах зависимости от светских и духовных феодалов, а также от княжеской власти. В восстановившихся городах было много владений, принадлежавших светским и духовным феодалам, а в целом города, за исключением Новгородско-Псковской земли, были подчинены усилившейся княжеской власти. Под ее гнетом исчезли остатки городского самоуправления на территории междуречья Оки и Волги. Торговля, главное место в которой принадлежало феодалам, обогащала их и служила укреплению их хозяйства. Денежные средства горожан, накопленные в результате торговли, изымались князьями для уплаты тяжелой дани в Орду, а также для собственного обогащения.

Все эти обстоятельства наряду с отрывом Руси от мировых торговых путей тормозили вызревание раннебуржуазных элементов и, следовательно, способствовали развитию страны по пути консервации и углубления феодально-крепостнических общественных отношений. Экономические связи между отдельными землями были еще слаборазвитыми и охватывали незначительную часть населения. Немногие крупные города развивались главным образом как центры местной экономической и политической жизни.

Реформа – это преобразование государственного устройства, направленное на удовлетворение интересов всего народа или отдельных социальных слоев и укрепление международного положения страны. Потребность в реформировании возникает, когда существующая государственная система становится неэффективной и больше не способствует развитию и росту благополучия населения. Промедление или неверный курс реорганизации, как правило, приводят к всплеску недовольства народных масс, что в дальнейшем может спровоцировать возникновение революционной ситуации и крушение всей устаревшей государственной системы. Подобные случаи не раз имели место в России. Поэтому нужно учиться тонко регулировать управление и своевременно проводить необходимые реформы. Каждый период характеризуется теми или иными переменами, ибо история никогда не стоит на месте. Один из великих отечественных реформаторов – Иван IV Грозный.

На первом Земском Соборе Иван Грозный принял решение о создании нового Судебника – правового кодекса. В Судебнике 1550 г. (за его основу был взят предыдущий Судебник 1497 г.) большая часть статей посвящалась вопросам управления и суда. Сохранялись старые центральные и местные органы управления, но в их деятельность вносились существенные изменения. Наместники лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам – они передавались в центр. Вместе с тем Судебник расширил деятельность городовых приказчиков и губных старост: к ним полностью отошли важнейшие отрасли местного управления. А их помощники – старосты и «лучшие люди» – в обязательном порядке участвовали в наместничьем суде, то есть контролировали деятельность наместников. Устанавливалась неподсудность служилых людей – дворян – суду наместников.

Издание Судебника 1550 года было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон:

1. Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона

2. Приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона.

Само же составление закона и окончательная редакция текста производится в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу. Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Такова общая схема законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века. Она конкретизируется указанием на разновидность законов. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают на вторую стадию. Если доклад является общим для всех разновидностей законов второй половины XVI века, то вторая стадия законодательного процесса – «приговор» – осуществляется для различных законов по-разному:

1. Приговором одного царя.

2. Приговором царя с боярами.

3. Устным приказом царя («государевым словом»).

Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.

В данной работе, опираясь на работы различных авторов, мы рассмотрим как происходил процесс образования русского централизованного государства.

План работы:

Введение  3

Глава 1. Предпосылки и особенности процесса централизации в России...………..6

Глава 2. Причины усиления Москвы   13

2.1. Географическое положение Москвы   13

2.2. Центральное положение московского княжества  13

2.3. Личные свойства и политика московских князей  14

2.4. Поддержка духовенства и санкция церковная  17

2.5. Содействие служилых людей  21

Глава 3. Судебник 1550 г………………………………………………………….. 23

Заключение  32

Список использованных источников и литературы   38

Не нашли то что искали? Cпросите у нашего специалиста!