0 работ 0 работ на 0 руб.
Ваша корзина пуста
Скачать работу
Тема работы:

Реферат на тему «Каракорум город»


Условие задачи:



План
Введение
1 История строительства
1.1 Политическое значение
1.2 Планировка и население
1.3 Упадок
1.4 Вторичное заселение города в XVI в.

2 Современное состояние
3 История исследования Каракорума
4 Интересные факты
Список литературы
Каракорум (город)

Введение

Карако́рум (монг. Хархорин , в средневековье Хар Хорум ) — столица Монгольской империи в 1220—1260 годах. В настоящее время — город, центр сомона Хархорин Увэр-Хангайского аймака. Название восходит к тюркскому топониму окрестных гор Каракорум (букв. «чёрные камни», «нагромождение чёрных камней»).

1. История строительства

Датой основания считается 1220 год, когда ставка Чингис-хана была перенесена на берега Орхона. Резиденция хана располагалась, вероятно, у горы Малахитэ, на городище Тахай-балгас, где в XII веке находилась ставка кереитского хана. Застройка территории началась не ранее воцарения Угэдэя (1229), который был убеждён советниками в нужности стационарной столицы. В его правление и сложилось представление о том, что Каракорум — центр монгольского государства. Угэдэй построил дворец, названный Ваньняньгун (кит. 万年宫, монг. Түмэн амгалант) — «Дворец десяти тысяч лет». Младших чингизидов обязали также построить здесь по дворцу. В 1234 году как дворцы, так и кварталы оружейников за пределами Тахай-балгаса, были обнесны крепостной стеной. Каракорум был главным лагерем, где хан оставлял семью на время своих походов, и центр по производству вооружений и прочего оснащения войск.

1.1. Политическое значение

Во времена ханов Угэдэя, Гуюка и Мункэ в Каракорум приезжали в знак покорности и почитания государи ближних и дальних стран, включая русских князей; здесь решались вопросы о престолонаследии; здесь принимались решения о новых завоевательных походах, приводившие в движение миллионы людей и переворачивающие их судьбы; сюда с надеждой на влияние устремлялись эмиссары мусульманской, буддистской, христианской и других конфессий. Сведения о Каракоруме содержатся в китайских летописях и записках европейских путешественников XIII века: Плано Карпини, Марко Поло и В. Рубрука.

1.2. Планировка и население

Город состоял из нескольких изолированных друг от друга кварталов, в которых жили ремесленники, торговцы и посланники со всего света. Там жили люди разных рас и религий. Рядом с христианскими (несторианскими) церквами путешественники видели многочисленные мусульманские мечети и буддийские храмы.

1.3. Упадок

С воцарением Хубилая (1260) столица империи была сначала перенесена в основанный им город Кайпин (Шанду), затем — в Пекин (1264), и в 1267 году в построенный севернее старого Пекина город, после основания юаньской династии (1271) получивший название Ханбалык (Ханбалгасун ), или Йэкэ нийслэл («Великая столица»; кит. Даду ) [1]. Северной столицей Юань служил Шанду («Верхняя столица») на территории современной Внутренней Монголии. Каракорум стал провинциальным городом [2]. После изгнания монголов из Китая (1368) остатки юаньского руководства в конечном итоге обосновались в Каракоруме, но в 1388 году минские войска разорили город.

1.4. Вторичное заселение города в XVI в.

Согласно «Драгоценному сказанию » Саган-Сэцэна, на курултае 1415 г. было принято решение отстроить столицу, однако реализация этого решения пока не подтверждена никакими археологическими данными. Однако город был вновь заселён в н. XVI в., когда Бату-Мункэ Даян-хан сделал его своей резиденцией и вернул городу столичный статус. В последующие годы город несколько раз переходил от чингисидов к ойратам и, вероятно, был бы окончательно разрушен, если бы на него не обратил внимание халхаский хан Абатай.[3]

В 1585 г. Абатай начал строительство первого в Северной Монголии стационарного буддийского монастыря Эрдэни-Дзу, для чего ему пришлось не только восстанавливать старые постройки, но и возвести новые, используя для строительства камень из руин старого города:

Новый монастырь стал одним из крупнейших религиозных, политических и экономических центров Халхи, близ которого группировались кочевые становища. Таким образом, к концу XVI в. место города было вновь обжито.

2. Современное состояние

В настоящее время город является центром сомона Хархорин Увэр-Хангайского аймака. В 2003 г. его население составляло 8 977 человек, а площадь — 20,5 км кв.[5]

Основные источники муниципальных доходов — туризм и сельское хозяйство. Ирригация полей, лежащих к востоку от города, осуществляется из реки Орхон. Хархоринский аэропорт с грунтовой взлётно-посадочной полосой принимает постоянные рейсы из Улан-Батора и обратно.

Новая городская застройка непосредственно примыкает к руинам старого города.

3. История исследования Каракорума

В конце XIX века русский учёный Н. М. Ядринцев обследовал развалины Каракорума. А. М. Позднеев анализом исторических источников подтвердил местонахождение древней монгольской столицы в окрестностях буддийского монастыря Эрдэни-Дзу (построенного в 1585 г. в южной части Каракорума).

В 1948 и 1949 годах здесь работала советско-монгольская археологическая экспедиция. В юго-западной части города открыты остатки дворца Угедея, сооруженного на гранитном цоколе; под дворцом обнаружены остатки буддийской кумирни конца XII — начала XIII вв. со стенной росписью. За эту работу руководитель экспедиции С. В. Киселёв (1905—1962) был удостоен Государственной премии СССР и избран членом-корреспондентом АН СССР.

В 2004 году Хархорин вместе с обширной территорией, получившей название Культурный ландшафт долины реки Орхон, был объявлен ЮНЕСКО Объектом Всемирного наследия № 1081rev.

4. Интересные факты

Джувейни в Та’рих-и джахангушай [6], а вслед за ним Рашид ад-Дин в Джами ат-таварих , [7] повествуя о монгольском вторжении в Хорезм, упоминают о местности Каракорум в низовьях Сырдарьи близ Дженда — «месте обитания канглы» [8] — тюркского родо-племенного объединения. Как сообщает в комментариях к Та’рих-и джахангушай Дж. Э. Бойл, правильное чтение топонима, по мнению иранского текстолога М. Казвини, — Каракум, пустыня к северо-востоку от Арала (не путать с пустыней Каракум в Туркмении) [9].

Список литературы:

1. Далай Ч. Монголия в XIII—XIV веках / Отв. редактор Б. П. Гуревич. — М.: Наука, 1983. — С. 43.

2. Ткачёв В. Н. Каракорум в XIII веке // Mongolica . — С. 227.

3. Hans-Georg Hüttel, Der Palast des Ögedei Khan — Die Ausgrabungen des Deutschen Archäologischen Instituts im Palastbezirk von Karakorum, in: Dschingis Khan und seine Erben, p. 140—146

4. Эрдэнипэл Г. Конечная причина религий в Монголии // История в трудах учёных лам. М.: КМК, 2004. - с. 226

5. [1] Официальная статистика Увэр-Хангайского аймака

6. Извлечения из «Тарих-и-джехангуша» Ала-ад-дина Ата-мелика Джувейни / Пер. под ред. А. А. Ромаскевича // Материалы по истории туркмен и Туркмении . — М.: Институт Востоковедения, 1939. — Т. 1. — С. 485.

7. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перевод с персидского О. И. Смирновой,редакция профессора А. А. Семенова. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1952. — Т. 1, кн. 2. — С. 200.

8. Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История Завоевателя Мира = Genghis Khan: the history of the world conqueror / Перевод с текста Мирзы Мухаммеда Казвини на английский язык Дж. Э. Бойла, с предисловием и библиографией Д. О. Моргана. Перевод текста с английского на русский язык Е. Е. Харитоновой. — М.: «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2004. — С. 260. — 690 с. — 2000 экз. — ISBN 5-89317-201-9

9. Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История Завоевателя Мира. — С. 558.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Каракорум_(город)

Не нашли то что искали? Cпросите у нашего специалиста!